Проект Вносится
депутатом Московской городской Думы Н.Н.Губенко О внесении изменения в статью 15 Закона
города Москвы от 15 июля 2005 года № 43 «О государственных должностях города
Москвы»
Статью 15 дополнить частью 4
следующего содержания: «4. Действие части 2 статьи 8 и статьи 11 настоящего Закона распространяется на народных депутатов Московского городского Совета народных депутатов созыва 1990-1995 годов, исполнявших свои полномочия на профессиональной основе не менее одного года и досрочно прекративших свои полномочия в связи с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1594, как на лиц, замещавших государственные должности города Москвы до 1 января 2001 года.». Редактор проекта: депутат Московской городской Думы
Н.Н.Губенко 8-495-625-68-75 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона города Москвы «О внесении изменения в статью 15 Закона
города Москвы от 15 июля 2005 года № 43
«О государственных должностях города Москвы»
В октябре 2013 года исполняется 20 лет со дня роспуска Московского городского Cовета народных депутатов созыва 1990-1995 годов - первого в новой истории демократически избранного представительного органа власти города Москвы. Моссовет был распущен Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1594 за два года до истечения срока его полномочий. В Московскую городскую Думу и Правительство Москвы неоднократно поступали коллективные обращения от народных депутатов Моссовета созыва 1990-1995 годов, работавших в Моссовете на момент его роспуска на постоянной основе, с просьбой о предоставлении им государственных гарантий социальной защиты в порядке и на условиях, предусмотренных для лиц, замещавших государственные должности города Москвы. В обращениях указывалось, что в отношении народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, полномочия которых также были прекращены досрочно, эти вопросы давно решены. Так, Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года № 1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» депутатам был предоставлен широкий спектр социальных гарантий в области трудоустройства, материального обеспечения, жилищного обеспечения, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и др. Вопрос об установлении народным депутатам РСФСР созыва
1990-1995 годов ежемесячной доплаты к пенсиям был решен в 2001 году путем
внесения изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». В настоящее время средний размер такой ежемесячной доплаты составляет 15
тыс. рублей. Законодательно урегулированы даже вопросы выплаты надбавок к
пенсии помощникам депутатов. Указом
Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года
№ 467 «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности
в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» органам
государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить
соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств. Многие
субъекты Российской Федерации выполнили эту рекомендацию. Социальные
гарантии депутатам региональных парламентов созыва 1990-1993 годов предоставлены
в Архангельской, Астраханской, Брянской, Калужской, Костромской, Липецкой,
Московской, Оренбургской, Саратовской, Тюменской, Ленинградской,
Волгоградской областях, республиках Адыгея, Бурятия, Карелия, Марий Эл, Мордовия,
Тыва, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, городе Санкт-Петербурге
и других. При этом использовались разные правовые механизмы в соответствии
со спецификой регионального законодательства. Однако бывшие
депутаты Моссовета созыва 1990-1995 годов до настоящего времени не имеют
государственных гарантий социальной защиты. Таким образом, нарушается конституционное
право, закрепленное в статье 19 Конституции Российской Федерации, о равенстве
всех перед законом. Внимательное изучение этого вопроса показало, что какие-либо препятствия правового характера для принятия данного законопроекта отсутствуют. Аргументы оппонентов сводятся к двум тезисам. 1. Указ Президента о роспуске Моссовета еще не отменен. На это возражение мы привели выдержку из определения Конституционного Суда Российской Федерации. 2. Такое решение поставит данных лиц в преимущественное положение по отношению к депутатам Московского городского Совета других созывов. Это возражение также неправомерно, поскольку только депутаты данного созыва работали на постоянной (профессиональной) основе, о чем имеются соответствующие записи в их трудовых книжках. В Главархиве Москвы имеется штатное расписание депутатов Моссовета, работавших на постоянной основе, по состоянию на 1 сентября 1993 года, а также лицевые счета по заработной плате. Всего на момент роспуска в Моссовете работали 242 депутата, из них 18 - на ½ ставки. Размер должностных окладов
народных депутатов Московского городского Совета народных депутатов созыва
1990-1995 годов, работавших на постоянной основе, был утвержден
постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР от 25
ноября 1991 года № 1932 «О должностных окладах работников Советов народных
депутатов и органов государственного управления РСФСР» и составлял на 1
сентября 1993 года от 9,5 до 11,5 размера минимальной заработной платы
(от 111150 до 134550 рублей, в пересчете на сегодняшний размер МРОТ в городе
Москве - 11700 рублей). Некоторые депутаты из этого списка впоследствии
избирались в Московскую городскую Думу (Н.В.Александровcкая,
Е.Б.Балашов, Д.И.Катаев, В.М.Кругляков, В.С.Степаненко) и Государственную
Думу (В.В.Борщев, А.А.Осовцов, Е.Э.Михайлов,
А.Н.Савельев), занимали и занимают высокие должности в органах исполнительной
власти и пользуются, таким образом, государственными гарантиями социальной
защиты в соответствии с действующим законодательством. Более 20 человек
умерли (В.А.Максимов, Е.Н.Чернятин, В.В.Фонченков,
В.П.Кондратьев, Ю.П.Седых-Бондаренко и др.). Путем опроса мы установили, что предлагаемая норма
закона должна решить вопрос социальной защиты для 100-120 человек. При этом
не все они достигли пенсионного возраста и одновременно обратятся за назначением
пенсии. Если за основу принять размер доплаты к пенсии, используемый для
выплат депутатам РСФСР созыва 1990-1995 годов, ориентировочная сумма
бюджетных расходов на эти цели составит около 22 млн. рублей в год. Учитывая, что на ежегодные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам
в городе Москве из бюджета выделяется свыше 100 млрд. рублей (в 2013 году -
110 млрд. рублей), а расходы на доплаты к пенсиям работникам различных
структур городского управления составляют около 800 млн. рублей в год, сумма в
22 млн. рублей не кажется непосильной для городского бюджета. Данный вопрос отнесен к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации и в городе Москве регулируется Законом города Москвы от 15 июля 2005 года № 43 «О государственных должностях города Москвы». В частности, для депутатов Московской городской Думы после прекращения ими исполнения своих полномочий предусматривается установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии исходя из их денежного вознаграждения, равного денежному вознаграждению министра Правительства Москвы. Принятие данного закона
позволит пусть и с большим опозданием восстановить справедливость по
отношению к народным депутатам Моссовета созыва 1990-1995 годов и отметить их
вклад в становление существующей структуры власти в городе Москве: введение
должности Мэра Москвы, создание новой системы административного деления
города Москвы, разработку и принятие большого числа законов, регулирующих
хозяйственные и социальные отношения в городе Москве в переходных условиях. Хотелось бы особо отметить, что данный
законопроект не имеет политической окраски. Речь идет не о восстановлении
чьих-либо попранных прав или отмене неправомерных решений, а лишь о гуманной
акции - принятии мер социальной поддержки для бывших наших коллег, которые в
силу непреодолимых обстоятельств оказались никак не защищены законом. Принятие этого закона - наш знак уважения и
признательности первому парламенту столицы, жест доброй воли, сигнал о
преемственности законодательной власти в городе, попытка мирно проститься с
нашим общим бурным прошлым. Считаем, что такое проявление великодушия по
отношению к нашим предшественникам будет способствовать укреплению политической
стабильности в нашем городе и повышению общей политической культуры. |