Проект

 

Вносится

депутатом Московской городской Думы

Н.Н.Губенко

 

О внесении изменения в статью 15 Закона города Москвы от 15 июля 2005 года № 43 «О государственных должностях города Москвы»

 

Статью 15 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Действие части 2 статьи 8 и статьи 11 настоящего Закона распространяется на народных депутатов Московского городского Совета народных депутатов созыва 1990-1995 годов, исполнявших свои полномочия на профессиональной основе не менее одного года и досрочно прекративших свои полномочия в связи с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1594, как на лиц, замещавших государственные должности города Москвы до 1 января 2001 года.».

 

Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы

Н.Н.Губенко

8-495-625-68-75


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту закона города Москвы «О внесении изменения в статью 15 Закона города Москвы от 15 июля 2005 года № 43  «О государственных должностях города Москвы»

 

В октябре 2013 года исполняется 20 лет со дня роспуска Московского городского Cовета народных депутатов созыва 1990-1995 годов - первого в новой истории демократически избранного представительного органа власти города Москвы. Моссовет был распущен Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1594 за два года до истечения срока его полномочий.

В Московскую городскую Думу и Правительство Москвы неоднократно поступали коллективные обращения от народных депутатов Моссовета созыва 1990-1995 годов, работавших в Моссовете на момент его роспуска на постоянной основе, с просьбой о предоставлении им государственных гарантий социальной защиты в порядке и на условиях, предусмотренных для лиц, замещавших государственные должности города Москвы.

В обращениях указывалось, что в отношении народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, полномочия которых также были прекращены досрочно, эти вопросы давно решены. Так, Указом Президента Российской Федерации от  23 сентября 1993 года № 1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» депутатам был предоставлен широкий спектр социальных гарантий в области трудоустройства, материального обеспечения, жилищного обеспечения, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и др.

Вопрос об установлении народным депутатам РСФСР созыва 1990-1995 годов ежемесячной доплаты к пенсиям был решен в 2001 году путем внесения изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В настоящее время средний размер такой ежемесячной доплаты составляет 15 тыс. рублей. Законодательно урегулированы даже вопросы выплаты надбавок к пенсии помощникам депутатов.

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года        № 467 «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств. Многие субъекты Российской Федерации выполнили эту рекомендацию. Социальные гарантии депутатам региональных парламентов созыва 1990-1993 годов предоставлены в Архангельской, Астраханской, Брянской, Калужской, Костромской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Саратовской, Тюменской, Ленинградской, Волгоградской областях, республиках Адыгея, Бурятия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, городе Санкт-Петербурге и других. При этом использовались разные правовые механизмы в соответствии со спецификой регионального законодательства.

Однако бывшие депутаты Моссовета созыва 1990-1995 годов до настоящего времени не имеют государственных гарантий социальной защиты. Таким образом, нарушается конституционное право, закрепленное в статье 19 Конституции Российской Федерации, о равенстве всех перед законом.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 166-О-О говорится: «В связи с созданием на основе Конституции Российской Федерации и действующего законодательства новой системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации… Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1594 утратил свое правовое значение...».

Внимательное изучение этого вопроса показало, что какие-либо препятствия правового характера для принятия данного законопроекта отсутствуют. Аргументы оппонентов сводятся к двум тезисам.

1. Указ Президента о роспуске Моссовета еще не отменен. На это возражение мы привели выдержку из определения Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Такое решение поставит данных лиц в преимущественное положение по отношению к депутатам Московского городского Совета других созывов.  Это возражение также неправомерно, поскольку только депутаты данного созыва работали на постоянной (профессиональной) основе, о чем имеются соответствующие записи в их трудовых книжках. В Главархиве Москвы имеется штатное расписание депутатов Моссовета, работавших на постоянной основе, по состоянию на 1 сентября 1993 года, а также лицевые счета по заработной плате. Всего на момент роспуска в Моссовете работали 242 депутата, из них 18 - на ½ ставки.

Размер должностных окладов народных депутатов Московского городского Совета народных депутатов созыва 1990-1995 годов, работавших на постоянной основе, был утвержден постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР от 25 ноября 1991 года № 1932 «О должностных окладах работников Советов народных депутатов и органов государственного управления РСФСР» и составлял на 1 сентября 1993 года от 9,5 до 11,5 размера минимальной заработной платы (от 111150 до 134550 рублей, в пересчете на сегодняшний размер МРОТ в городе Москве - 11700 рублей).

Некоторые депутаты из этого списка впоследствии избирались в Московскую городскую Думу (Н.В.Александровcкая, Е.Б.Балашов, Д.И.Катаев, В.М.Кругляков, В.С.Степаненко) и Государственную Думу (В.В.Борщев, А.А.Осовцов, Е.Э.Михайлов, А.Н.Савельев), занимали и занимают высокие должности в органах исполнительной власти и пользуются, таким образом, государственными гарантиями социальной защиты в соответствии с действующим законодательством. Более 20 человек умерли (В.А.Максимов, Е.Н.Чернятин, В.В.Фонченков, В.П.Кондратьев, Ю.П.Седых-Бондаренко и др.).

Путем опроса мы установили, что предлагаемая норма закона должна решить вопрос социальной защиты для 100-120 человек. При этом не все они достигли пенсионного возраста и одновременно обратятся за назначением пенсии. Если за основу принять размер доплаты к пенсии, используемый для выплат депутатам РСФСР созыва 1990-1995 годов, ориентировочная сумма бюджетных расходов на эти цели составит около 22 млн. рублей в год. Учитывая, что на ежегодные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам в городе Москве из бюджета выделяется свыше 100 млрд. рублей (в 2013 году - 110 млрд. рублей), а расходы на доплаты к пенсиям работникам различных структур городского управления составляют около 800 млн. рублей в год, сумма в 22 млн. рублей не кажется непосильной для городского бюджета.

Данный вопрос отнесен к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации и в городе Москве регулируется Законом города Москвы от 15 июля 2005 года № 43 «О государственных должностях города Москвы». В частности, для депутатов Московской городской Думы  после прекращения ими исполнения своих полномочий предусматривается установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии исходя из их денежного вознаграждения, равного денежному вознаграждению министра Правительства Москвы.

Принятие данного закона позволит пусть и с большим опозданием восстановить справедливость по отношению к народным депутатам Моссовета созыва 1990-1995 годов и отметить их вклад в становление существующей структуры власти в городе Москве: введение должности Мэра Москвы, создание новой системы административного деления города Москвы, разработку и принятие большого числа законов, регулирующих хозяйственные и социальные отношения в городе Москве в переходных условиях.

Хотелось бы особо отметить, что данный законопроект не имеет политической окраски. Речь идет не о восстановлении чьих-либо попранных прав или отмене неправомерных решений, а лишь о гуманной акции - принятии мер социальной поддержки для бывших наших коллег, которые в силу непреодолимых обстоятельств оказались никак не защищены законом.

Принятие этого закона - наш знак уважения и признательности первому парламенту столицы, жест доброй воли, сигнал о преемственности законодательной власти в городе, попытка мирно проститься с нашим общим бурным прошлым. Считаем, что такое проявление великодушия по отношению к нашим предшественникам будет способствовать укреплению политической стабильности в нашем городе и повышению общей политической культуры.